Винсент Виллем Ван Гог
Пьета (по Делакруа)
Сентябрь 1889г 73х60 см Amsterdam: Van Gogh Museum.
Фердина́н Викто́р Эже́н Делакруа́ (1798-1863) — французский живописец и график, предводитель романтического направления в европейской живописи. Эта картина основана на литографии с картины «Пьета». На полотне «Пьета» изображена скорбящая по Христу Дева Мария. Поводом для этой работы возможно послужила мелкая неприятность. Винсент писал своему брату Тео : «Литография с работы Делакруа „Пьета“ вместе с ещё несколькими листами упали в краску и масло и попортились. Меня это ужасно огорчило и теперь я занят тем, что пишу картину с неё, которую ты сможешь увидеть». Однако повреждённая масляным пятном литография также была сохранена. Работы на религиозные темы исключительны в творчестве Ван Гога. Существует мнение, что больной и «непонятый» Ван Гог мог посредством этой картины сравнить себя со страдающим Христом. В своих письмах он пишет: «Я человек не безразличный, и в самом процессе страдания мысли о религии и служении Богу приносят мне порой значительное утешение». Многие люди подчёркивают также внешнее сходство между рыжебородым художником Ван Гогом и похожей на него фигурой Христа на картине «Пьета»
“Почему Эжена Делакруа, величайшего из колористов, так тянуло на юг и даже в Африку? Да потому, что там – не только в Африке, но уже за Арлем – повсюду встречаешь великолепные контрасты красного и зеленого, синего и оранжевого, серно-желтого и зеленого”.
"Последние дни я занят тем, что пытаюсь при выполнении руки применить на практике замечание Делакруа о рисунке «Ne pas prendre par la ligne, mais par le milieu». В данном случае есть достаточно возможностей исходить из овала. Моя цель — научиться рисовать не руку, а жест, не математически правильную голову, а общую экспрессию. Например, уметь показать, как землекоп подымает голову, когда переводит дух или разговаривает. Короче говоря, показать жизнь."
"Делакруа , Милле, Коро, Дюпре, Добиньи, Бретон и еще тридцать других имен — разве не являются они сердцем и душой живописи нашего века и разве все они не уходят корнями в романтизм, хотя они и переросли его."
"Делакруа я тоже нахожу прекрасным, прежде всего потому, что он дает нам ощутить жизнь вещей, их выражение и движение, потому, что он полный хозяин своих красок."
"Делакруа тоже пытался пробудить в людях веру в симфонию цвета. И пытался, можно сказать, напрасно, если вспомнить, что чуть ли не каждый понимает под «хорошим цветом» правильность локального цвета, педантическую точность, к которой не стремились ни Рембрандт, ни Милле, ни Делакруа , ни Мане, ни Курбе, ни Рубенс, ни Веронезе, словом, никто..."
"Иллюзии разбиваются, подлинно великое остается; можно сомневаться во всем, но в таких людях, как Коро, Милле и Делакруа , — сомневаться нельзя." |